Властная мать

—Ох, Юль, вот вроде и живу я хорошо, молодая еще, а все равно у меня ощущение, что я проживаю какую-то чужую жизнь! – Мама смахнула набежавшую слезинку, встала и поставила чайник на плиту. Через полчаса должна была проснуться бабушка, а значит – снова начиналась бесконечная череда дел и обязанностей – накормить, напоить, вывести на прогулку, переодеть…

Юле очень хотелось хотя бы как-то помочь матери. Поддержать, оградить, позаботиться, порадовать. Но она не могла понять, с какого бока можно подступиться к возникшей проблеме.

Сколько Юля себя помнила, мама всегда была веселой и энергичной. Всегда вокруг нее все крутилось и вертелось. Мама, Анна Игоревна, умела создавать праздник из ничего, превращать обыденные события в самые запоминающиеся моменты. Юля любила эту суету дома. То мама задумает идти в поход, то отправятся всей семьей на отдых в горы. Да и дома все дела семья всегда делала вместе. Папа с радостью отзывался на все задумки жены. Юля чувствовала себя дома по-настоящему счастливой. А потом пришла пора уезжать, становиться самостоятельной.

Во время учебы в университете Юля домой ездила крайне редко. Все не находила времени на дальние поездки. Родители скучали, но не настаивали на том, чтобы дочь постоянно была при них, понимая, что рано или поздно она все равно покинет родное гнездо, чтобы жить своей жизнью.

—Мам, я домой через пару недель только смогу приехать.

—Ничего, дочь! Мы найдем, чем себя занять!

На третьем курсе она познакомилась с французским студентом и вскоре вышла за него замуж. После получения диплома муж решил вернуться на родину и Юля, естественно, поехала вместе с ним.

—Мам, я уверена, вы без меня не заскучаете! У вас с папой теперь будет куча времени друг на друга. К тому же, у вас дача, без дела сидеть некогда будет! – Юля старалась бодриться и не давать себе и родителям раскисать перед долгим расставанием.

—Ну да, точно! – Мама отвечала как-то вяло, словно хотела что – то скрыть от дочери, но Юле тогда было не до выяснения причин маминой грусти. Наверное, просто не хотела надолго расставаться.

Несколько следующих лет мать и дочь в основном общались по телефону. Всего разок маме удалось выбраться в гости к дочери. При этом, Анна никогда не жаловалась, старалась всегда бодро и весело рассказывать о новостях, но Юля чувствовала, мама что-то не договаривала. Однажды дочь решилась напрямую озвучить свои опасения.

—Мам, что у вас там на самом деле происходит? У тебя на все мои вопросы один ответ – «все нормально». А про ваши новости ты вообще перестала рассказывать! Как у вас с папой дела? Как дача? Как ваши походы?

Мама помолчала несколько минут, а затем, глубоко вздохнув, начала рассказывать.

—Дочь, папа ушел. Мы уже пару месяцев в разводе. На самом деле, я даже рада сейчас. Мы с ним жили очень плохо. – Казалось, мама испытала несказанное облегчение, рассказав, наконец, дочери о том, что скрывала много лет.

—Мам! Ты что? Как развелись? У вас же все хорошо было!

—Нет. Я старалась создать видимость счастливого брака. Пыталась показать всем, как мы счастливы. Порой даже удавалось убедить в этом саму себя. Но в первую очередь я делала все это ради тебя. Я не хотела, чтобы ты видела наши ссоры, его равнодушие и постоянные «задержки на работе». Мне хотелось, чтобы ты считала нас идеальной семьей, и в будущем смогла построить такую же. Вот и таскала всю семью то на дачу, но на пикники. Куда угодно, лишь бы он к одной из своих многочисленных дамочек не ускакал.

—Но зачем тебе это было нужно? Я уже взрослая была, все поняла бы! К тому же, твои попытки не уберегли бы меня от собственных ошибок.

—Нет. Ты не поняла бы. Ты привыкла, что мама с папой живут хорошо. Зачем ломать устоявшуюся детскую картину мира?

Мама замолчала, а Юля попыталась переварить услышанное. Чтобы отвлечь всех от грустных мыслей и перевести разговор на другую тему, Юля решила спросить про бабушку, которая жила в деревне, но мама давно планировала перевезти ее поближе к себе, в город.

—Мам, а как там бабушка? Как у нее дела?

Казалось, вопрос о бабушке стал последней каплей, после которой чаша терпения переполнилась. Анна начала плакать и Юля не смогла найти слов, чтобы успокоить ее.

Во время следующего разговора ситуация повторилась. Стало понятно, Юле пора навестить маму, в жизни которой все стало складываться совершенно ужасно.

Юля хорошо помнила свое детство в деревне у бабушки, Арины Эдуардовны. Женщина она была суровая и прямолинейная, но в единственной внучке не чаяла души. С ней она всегда была доброй, мягкой, позволяя Юле абсолютно все. Во всяком случае, именно так ситуацию видела Юля, но реальность была несколько иной.

Порой бабушка, будто назло дочери позволяла внучке то, что было категорически запрещено дома. Например, несколько раз Арина Эдуардовна позволила девочке наесться меда, на который у нее была жуткая аллергия. После того случая Юлю не оставляли у бабушки целый год. Однако буквально в следующее лето не умеющую плавать девочку отпустили с подружками на пруд одну. Юля не утонула лишь по чистой случайности. Анна тогда впервые поссорилась с матерью, но ситуацию это не изменило. Казалось, бабушка просто не признавала запреты дочери, но Юля была слишком маленькой, чтобы понять это.

Несмотря на сильное желание, навестить маму не удавалось несколько месяцев. За это время обозначился кризис и в отношениях Юли с мужем. Чтобы разобраться в себе, молодая женщина решила на пару месяцев отправиться домой и побыть в привычной обстановке.

К этому времени мама уже забрала бабушку к себе домой и ухаживала за ней самостоятельно. Бабушке было почти восемьдесят лет, три из которых он прожила под присмотром дочери. Крепкая, здоровая в целом женщина, неожиданно быстро начала терять зрение и уже не могла жить одна. Пришлось Анне бросать работу и забирать мать к себе, чтобы ухаживать за ней.

Приезд Юли стал для мамы настоящим подарком. Она будто ожила и расцвела, но дочь заметила, что та в последнее время сильно сдала. К счастью, Юле удалось разговорить ее и узнать много нового об отношениях родственников.

Оказалось, что Анне не повезло не только с мужем. Бабушка тоже была человеком сложным, с тяжелым, противоречивым характером. Юля и раньше слышала от мамы фразу о том, что в гороскопы начинаешь верить после того, как в твоей жизни появится скорпион.

Бабушка была человеком властным, не терпящим возражений или иного мнения. Она фактически заставила дочь доживать свои годы рядом с ней. Как оказалось, хорошей матерью она никогда не была. Ей всегда не хватало на ребенка ни любви, ни ласки, ни нежности.

—Обута, одета, накормлена! Чего тебе еще надо? – Казалось, бабушка искренне не понимала, чего еще от нее требуется для обеспечения счастья ребенка.

Стремясь получить хотя бы каплю любви и заботы, Анна рано выскочила замуж, но и муж оказался скуп на эмоции. Вскоре в семье родилась дочь. И тогда мама Юли решила создать для девочки иллюзию той жизни, которой никогда не было у нее.

А потом рухнул и этот выдуманный мирок. Дочь уехала, не было больше необходимости притворяться. Муж стал все чаще изменять, практически не скрываясь от жены. В один прекрасный день он просто собрал вещи и ушел. Всю вину за разрушенный брак Арина Эдуардовна свалила на дочь.

Вместо поддержки, Анна получила лишь новую порцию претензий:

—Вот я всегда знала, что ты негодная баба! Мало я тебя в детстве порола! Надо было лучше воспитывать! Не пришли бы в голову глупые мысли развестись! – Бабушка припоминала уход зятя пи каждом удобном случае.

—Так в чем я-то виновата? Он сам вещи собрал! Или мне надо было его привязать? – Анна не понимала, за что мать так на нее взъелась.

—Надо было! Неужели не знаешь, как мужика дома удержать? Рожать надо было! От детей не ушел бы. Пока Юлька дома жила, он не уходил? Вот! А было б у вас штуки три-четыре ребят, так до пенсии и протянули бы. А там уж куда уходить!

—Мам! Ты себя слышишь? Он все равно ушел бы. Только я б одна осталась с детьми на руках. Перестань на меня всю вину сваливать! Тебе будто и не жалко меня.

—А чего тебя жалеть? Ты – недоразумение! Ошибка! И продолжаешь совершать ошибки. Если я тебе мозги не вправлю, кто ж сможет это сделать?

—А тебе не кажется, что мне уже поздно их вправлять?

Такие стычки и скандалы происходили почти ежедневно. Анна не могла даже выйти из дома и пойти погулять. Мать не позволяла оставлять ее одну, ведь зрение почти покинуло ее. В итоге, Анна оказалась буквально запертой в квартире с матерью, которая, словно вампир, ежедневно вытягивала из нее все силы.

Юли, увидев всю эту ситуацию, предложила нанять бабушке сиделку. Это было дороговато, но давало возможность маме хотя бы иногда отдыхать от бабушки. К сожалению, сложный характер старушки отказывались терпеть и сиделки, и социальные работники. Всего за пару месяцев Арина Эдуардовна успела отвадить всех, кого ей предлагали в помощь дочь и внучка.

Юля начала впадать в отчаяние. В скором времени ей предстояло возвращаться домой, но оставлять маму в таком состоянии она не могла, но и предложить выход из сложившейся ситуации не получалось. Казалось, бабушка поставила себе цель – забрать себе годы дочери. Анна жила не своей жизнью, а жизнью и потребностями своей матери. В итоге, она начала угасать с ужасающей скоростью.

—Мам, а может определить бабушку в дом престарелых? – Юля заранее знала ответ на свое предложение, но обязана была рассмотреть все варианты.

—Ты что? Грех-то какой? Я потом спать и есть не смогу, меня совесть заест. Да и перед людьми неудобно – отдавать мать в богадельню при живой дочери. Стыдно! Нет уж, я сама буду нести этот крест!

—Мам, ты же видишь, он тебе не по силам! Попробуй найти время для себя, хотя бы выходи иногда из дома. не в магазин на пару минут! Я на часок хотя бы! Просто по городу погулять.

—Бабушка не позволит. Она в магазин меня с трудом отпускает. Представляешь, что будет, если я скажу, что пошла погулять? Нет уж, дочь. Видимо, судьба моя такая – доживать свои дни рядом с матерью. Хотя мне все чаще кажется, что это не моя жизнь. А моя словно мимо идет. Какая-то другая, полная событий.

—Мам, а поехали вместе со мной! – Последняя попытка Юли оказалась самой неожиданной.

На мгновение в глазах мамы даже загорелся огонек. Она всего раз была в гостях у дочери. С зятем отношения были прекрасные, загранпаспорт давно пылился без дела. На месяц можно было найти терпеливую сиделку. Все эти мысли всего за мгновение пронеслись в голосе Анны, но уже в следующий момент она услышала, как в комнате заворочалась спящая мать.

Анна вздохнула и пошла ставить чайник.

—Скоро бабушка проснется. Надо ей заварить чай, иначе потом не оберешься скандалов и ворчания. – Юля поняла, мама никуда не поедет, пока жива бабушка. А при отменном здоровье старушки, Анна рисковала так никогда и не побывать больше в гостях у дочери.

—Мам, твое желание быть с ней до ее последних дней похвально. Но кто потом будет рядом с тобой? Я скоро уеду, а твои годы уходят. Не пора ли подумать о себе?

Ответа свой на вопрос Юля так и не получила.

Источник