Подруги давно не встречались, только перезванивались. А дружили с детского сада, в одном дворе раньше жили, в одной школе учились. Но потом замуж повыходили, разъехались, и семейные заботы не давали видеться часто. Да и работали все в разных местах.
Несколько раз пытались праздники отмечать большой дружной компанией, но то ребёнок у кого-то заболеет, то муж в командировку у кого-то уедет. Не получалось собраться всем вместе.
Изредка устраивали себе девичники, делились новостями, жаловались на проблемы, хвастались своими победами.
У Галины уже сын на бюджет в университет поступил, а муж пошёл на повышение, ответственную должность получил, дома только ночует.
Мария развелась и опять вышла замуж. Дочку отправила к матери, пусть спокойно школу заканчивает. Да и всем так лучше будет.
А Нина — самая счастливая и богатая — уже дважды молодая бабушка. С мужем повезло, любят друг друга всю жизнь, отношения сохранили свежими, романтичными. И дочери тоже замуж вышли удачно и обрадовали родителей внуками.
С возрастом подруги стали видеться всё реже и реже, семейные хлопоты не отпускали. Но сейчас решили, что настало время для встречи. Давно уж не сидели они вот так, все вместе, было о чём поговорить.
Собрала всех Галина. Обзвонила, пригласила к себе:
— Сын учиться уехал, муж на работе допоздна. Приходите ко мне, посидим, поболтаем.
Она приготовила для подруг угощения. Они тоже пришли не с пустыми руками.
— Вот, как жизнь меняется, — Галина окинула взглядом хорошо накрытый стол, — в детстве, бывало, кусок хлеба сахаром посыплешь и радуешься. А сейчас ни от одного деликатеса столько удовольствия нет.
— Я тоже часто детство вспоминаю. Помните, какие пирожные были? — спросила Мария, — По 22 копейки? Объедение! А сочни с творогом по 14 копеек? А эскимо? Бублики? Хлеб какой вкусный был, пока до дому донесёшь, всю горбушку обгрызёшь.
— А трюфели были по 8 рублей за кило? М-м-м объедение! — зажмурилась Нина.
— Трюфели? Вот трюфели я не помню, на это у нас с мамой денег не было, — возразила Галина.
— У нас тоже не было. Но я деньги, что у мамы брала на школьные обеды, учительнице не отдавала. И накопила на трюфели, — призналась Нина. — Так попробовать хотелось. Накопила и купила почти полкило. А домой идти побоялась, от родителей влетело бы. На качели пошла в соседний двор, качалась и ела, качалась и ела… Аж дурно стало. И уже не лезло, а куда девать? На всю жизнь наелась. И как раз под Новый год дело было. Мать потом всё удивлялась, что я конфеты из подарка не ем.
— Ну, насмешила, Нинок, не думала, что ты такие фокусы выделывала, — улыбнулась Галина. — Такая ведь ты у нас всегда положительная.
— А помните, в валенках бегали, в шапках на резинке. В сугробах пещеры рыли и от ветра там прятались, — мечтательно посмотрела в окно Мария. — Штаны и варежки колом от мороза стояли, а нам жарко было.
— А как на морозе за мандаринами в очереди стояли? — спросила Галина, — магазин «Овощи-фрукты» малюсенький был, очередь в нём не помещалась, и хвост на улицу выползал. А всем ведь мандаринов на новогодний стол хотелось.
— Зато мандарины вкуснющие были, не то, что теперь, — Мария подняла бокал. — Ну, девочки, за нашу дружбу! Чтобы продолжалась она и никогда не прерывалась.
Подруги поддержали тост.
— А помните, как гадали на рождество и на святки? — спросила Галина. — Бумагу жгли, духов вызывали. На картах, на книгах, чего только не придумывали. И ведь верили!
— Как же не верить? Я и сейчас верю в святочные гадания, — сказала Нина. — Мне жениха и крупный выигрыш предсказало. И ведь всё верно. Замуж за Владика вышла.
— Да, хоть верь, хоть не верь, а предсказания те верными оказались, — подтвердила Мария. — Повезло тебе с мужем.
— А знаете, девочки, я вам так благодарна за это, — сказала Нина, — за то, что вы меня с Владиком познакомили. Всю жизнь с ним живу в любви и согласии. Никто мне, кроме него, не нужен. Да и ему, кроме меня, тоже.
— Мы познакомили? — удивилась Галина.
— Ну да, на дискотеке тогда, помнишь? Трое парней к нам подошли. Вы себе высоких и красивых ухватили, а мне маленького, да страшненького оставили, — засмеялась Нина.
— Что-то смутно припоминаю, — кивнула Галина. — Действительно. Я уже и подзабыла.
— А маленький страшненький оказался сыночком богатеньких родителей. — задумчиво произнесла Мария. — И сам должность уже занимал неплохую. Кто ж знал!
— Дело не в родителях и не в должности, — сказала Нина. — Он сам человек очень душевный, добрый, верный, любящий. А в постели нежный какой… И щедрый очень, цветы у нас в доме часто в вазах стоят.
— Цветы мужья, знаешь, обычно когда дарят? — усмехнулась Мария.
Галина пнула её под столом. Она замолчала.
— Не знаю, на что ты намекаешь, — ответила Нина, — но мне муж цветы дарит, потому что любит.
Они еще посидели, повспоминали детство и юность, похвастались фотографиями детей и внуков в телефонах. Поделились рецептами любимых блюд и советами по уходу за волосами и кожей лица. Договорились почаще встречаться.
Нина первая засобиралась домой.
— Дочка ждёт, с внуком помочь ей обещала. Рада была повидаться, девочки. Очень дорожу нашей дружбой. Мы с вами уже почти, как сёстры. Спасибо вам за то, что вы есть.
Она ушла, а подруги остались ещё почаёвничать.
— Счастливая всё же Нина, — сказала Галина. — И с мужем душа в душу, и внуков двое уже. Когда я дождусь, не знаю. Да и цветы мне почти не дарит никто. Раз в год, может быть, и то, если сама напомню.
— Нашла кому завидовать, — скривилась Мария. — Владик от неё гуляет всю жизнь.
— Что ты болтаешь? Откуда такое взяла? Не выдумывай.
— Я говорю правду. Знаю точно.
— Со свечкой стояла?
— Зря ты меня остановила, — недовольно поморщилась Мария, — может, лучше ей правду всю узнать, чтобы не выглядеть наивной дурочкой. Всю жизнь он ей изменяет.
— Да с кем? Откуда ты знаешь?
— Знаю. Потому что — со мной.
— Что?! — Галина замерла с горячим чайником в руке.
— Вот то! — Мария посмотрела с вызовом на подругу. — Не я начала. Он сам ко мне подкатил. Помнишь, тогда, на даче собирались летом на шашлыки? Я еще незамужней была. Клялся, что влюбился меня без памяти, развестись с Нинкой обещал. А я не решилась семью разбивать. Да и жених у меня уже был.
— Ты спала с ним?
— Я же говорю — изменяет. Конечно.
— Сколько раз? — строго спросила Галина.
— Ты хочешь спросить, сколько лет? — улыбнулась Мария.
— А-а…?
— До сих пор. Он гад, всю жизнь меня любит, а с ней живёт. Развестись боится. Только всё обещает. Из-за него и с первым мужем развелась.
— Да ты что? — поразилась Галина. — Совсем безголовая? Зачем тебе это? Мужа мало?
— Люблю я его, понимаешь? И он меня.
— Если б любил, давно бы развёлся. Он просто с тобой развлекается. А Нинку никогда не бросит. Если уж по молодости не развёлся, то теперь-то, дед, и подавно не разведётся. А ты себе жизнь ломаешь. Да и какая же ты подруга после этого?
— Расскажешь ей? — прищурилась Мария. — А хоть и расскажи! Нестерпимо слушать, как она его нахваливает и восхищается. Интересно, что скажет, когда узнает…
— Не расскажу. Не имю привычки в личную жизнь вмешиваться.
— Какая же ты подруга, если не хочешь ей глаза открыть и правду рассказать?
— Не всякую правду знать обязательно. Я так считаю. Мой тоже неизвестно, на работе ли до полуночи бывает. Тоже мысли закрадываются. Но хочу верить, что на работе. Пока повода усомниться не было.
— Ну, как знаешь. Пусть Нинель в облаках витает.
А через несколько дней Галина не выдержала и позвонила Нине:
— Ты, случайно, не знаешь, как за орхидеями ухаживать? Решила вот заняться. Скучно одной вечерами. Хоть какое-то занятие будет. Муж на работе пропадает. А может и у любовницы. Сижу, не знаю, что и думать.
— Ничего не думай. Хоть и у любовницы. Не порти отношения подозрениями. А если загуляет, сразу поймёшь.
— Каким образом? И что делать, в таком случае? — Галина всё не могла понять, стоит говорить подруге об измене мужа, или нет.
— Может и ничего. А может и разводиться сразу. От многих обстоятельств зависит, — ответила Нина.
— А ты бы что сделала? — решилась задать наводящий вопрос Галина.
— Я ничего не делаю.
— То есть? Не поняла… Ты хочешь сказать…
— Изменяет он мне, Галочка. Много лет. Я по-всякому обдумывала, что делать. И любит, и изменяет. Не может без этого. И я без него не могу. Люблю его очень.
— Странная какая у вас любовь.
— Очень странная. Но раз не уходит, значит, держит что-то его рядом со мной. И я ни прогнать, ни уйти не могу.
— А с кем, знаешь? — почти шёпотом спросила Галина, боясь услышать ответ.
— Знаю, Галочка. — так же шёпотом ответила Нина. — И дочка у неё от него родилась. На моих девочек очень похожа. Слепым надо быть, чтоб не увидеть. Потому и муж от неё ушёл.
— Ох, Ниночка, что ж делать-то теперь? Вот это закрутила судьбинушка…
— Это сами мы закрутили. Может надо мне было сразу уйти, как узнала. Не решилась. И ни о чём не жалею. Но никому такого не пожелаю. У каждого своя дорога.