Света недолюбливала Сашку, с которым сидела за одной партой уже второй год. Они учились в седьмом классе, и пора бы было уже быть внимательнее на уроках, а Саша часто был рассеянным, особенно на устных предметах, и всё рисовал на листочках какие-то фигурки или мультяшных персонажей.
— Смотри, Соболев, я тебе потом второй раз после учителя объяснять не буду, — шептала Света, толкая Сашку локтем в бок, — слушай, а не каляки свои рисуй…
Сашка виновато начинал смотреть на доску, на учителя, и со вздохом и сожалением запихивал свои рисунки под учебники, лежащие на парте.
В те годы, а это было в семидесятые прошлого века, во всех городах были фотоателье, где можно было сделать не только фото на паспорт, документы, но и художественный снимок. И почти все ходили фотографироваться по случаю дня рождения, или просто с друзьями на память. Свете велела классная руководительница сфотографироваться для классной стенгазеты, где в рубрике «Наши отличники» редактор газеты Витя хотел поместить фото нескольких учеников класса.
Света особенно подготовилась: она надела нарядную блузу и чуть подвила чёлку, отчего смотрелась и красивее и чуть старше своих четырнадцати лет. Фотография ей понравилась. Вскоре она красовалась на стенгазете.
Ребята на переменах читали статьи на злобу дня, и любовались на фото своих успевающих в этом месяце одноклассников.
— А ты там красивая получилась… — сказал Саша Свете. Девочка покраснела и отвернулась.
А через несколько дней ребята обнаружили, что фото Светы с газеты, висевшей на стене их класса, пропало.
— Не понимаю, кому это понадобилась твоя фотография? – сердился редактор Витька, и обращался к классу:
— Верните фото! Нельзя портить газету! Что за вандалы?
Но все ребята молчали, поглядывая друг на друга.
— Не иначе, как у тебя появился поклонник, — сказала дома Свете мать, — наверное, у себя дома на стене твоё фото повесил.
— Что ты такое говоришь, мама? – вспыхивала дочь. Но именно эта мысль и ей приходила в голову. И девочка гордилась, что кому-то понравилась…
Этот случай был накануне Нового года. Потом все ребята отдыхали, не виделись в каникулы. Вернувшись снова на учёбу, школьники рассказывали друг другу о том, кто где отмечал Новый год и какие подарки получил от родителей.
Саша на вопрос Светы о каникулах ответил, что он просидел почти всё время дома, так как заболел некстати, и его бабушка ухаживала за ним, а родители с младшим братом уезжали в гости к родным.
— Бедный, — пожалела Света своего товарища, — вот не повезло. Скучно же тебе было…
— Да нет, — как-то светло улыбнулся Саша, — я не очень скучал. Конечно, первые дни много спал и приходилось пить всякие лекарства и бабушкины отвары, а потом я рисовал…
— Рисовал? Ты и дома рисуешь? – усмехнулась Света.
— Да, дома мне хоть никто не мешает. И мне нравится рисовать. Даже времени не ощущаю… Рисую, кажется, полчаса, а потом гляну на часы, а оказывается, уже полтора часа прошло. Вот как.
— Значит, это твоё… — поддержала его Света, — а я вот, пока не нашла своего любимого занятия. То есть мне нравится многое: читать, вязать научилась, тоже чуть-чуть рисую, в кружок танцев хожу… Но вот чтобы как ты – такого большого интереса к чему-то одному нет.
А учебная четверть уже шла своим ходом. Света и Саша старались получать только хорошие отметки, чтобы к концу четверти не надо было бояться плохого итога, и исправлять тройки.
Накануне двадцать третьего февраля, девочки устроили поздравление для мальчишек, это у них уже стало традицией. Девчонки исполнили патриотическую песню об армии, и Света, как лучший чтец класса прочитала поздравительные стихи для мальчиков, будущих защитников страны.
Потом девчонки подарили мальчикам открытки с тёплыми пожеланиями.
— Спасибо, девочки, — сказала классная руководительница ученикам, — а теперь мальчики будут готовиться к Женскому дню. И тоже будьте оригинальными. Осталось немного времени, всего пара недель. Придумайте как поздравить наших девочек и что подарить.
— Тебе что подарить? – спросил Свету Саша, — книгу я тебе дарил в том году, открытку, ну это – само собой…
— Да не знаю… Напиши мне небольшие стихи… — улыбнулась Света, — Только сам. А вообще, можно просто открытку.
Саша задумался, а потом прошептал:
— Я знаю, что подарю тебе. И это будет подарок своими руками… Тебе должно понравится, — он как-то загадочно посмотрел на неё довольно улыбнулся.
Прошло две недели. И теперь перед Женским днём мальчишки поздравляли учительницу, выстроившись перед классом, и читая строки стихов, а потом вручили ей букет цветов, а девочкам по открытке. Обычно мальчики дарили открытки тем девчонкам, с кем сидели за одной партой.
Саша тоже подарил Свете открытку. Она стала читать её, и спросила:
— А где же стихи?
— Это я не умею. Как ни пытался… Зато вот обещанный подарок! – он протянул конверт размером с открытку. Света открыла его и достала оттуда плотный лист бумаги, на котором обнаружила свой портрет, исполненный простым карандашом.
Света не смогла сдержать удивления и ахнула:
— Ничего себе… Сашка. Это ты сам нарисовал?
Саша довольно кивнул и поджал нижнюю губу от удовольствия. Ребята слышали возглас Светы и повскакивали со своих мест, чтобы глянуть чем так удивлена Света.
Они толпились у их парты, тоже выражая вслух своё восхищение. Наконец, подошла и учительница, которой еле удалось рассадить учеников по своим местам.
— Ну, чем ты нас так поразил, Соболев? – она взяла картинку в руки и прищурившись всматривалась в неё некоторое время.
— А что, неплохо, совсем неплохо! И сходство есть, и чёткие линии, уверенные такие штрихи… Действительно, хорошо. Молодец! И давно ты этим балуешься? – спросила классная руководительница.
— Да, кажется, всегда, с детского сада. Но этот рисунок… специально для Светы – самый первый портрет, — признался Саша, — то есть дома рисовал с фото маму, бабушку, но так, для пробы. А этот – постарался…
Света улыбалась. Она взяла рисунок и осторожно положила его в конверт.
— И мне впервые дарят мой портрет, — призналась она Саше, — никто никогда не рисовал меня… Это так странно, и приятно. Спасибо тебе большое. Я повешу его в рамочке на стену в своей комнате.
— Так вот кто фотографию-то твою украл со стенгазеты! – вдруг воскликнул редактор Витька, вскочив со своего места, — он и есть, воришка — художник наш тайный…
Но никто ничего не сказал в ответ, потому что тут же прозвенел звонок, оповещавший о конце не только урока, но и сегодняшних занятий. А назавтра был праздничный выходной!
Ученики сорвались со своих мест с криком «Ура!» и побежали по школьному коридору к выходу.
На улице они ещё некоторое время кидались снежками, сгребая талый серый снег с обочин у школьной аллеи, и стараясь попасть в девчонок, которых ещё несколько минут тому назад славили и поздравляли с Женским днём, а девочки с визгом отбегали в сторону, и хохотали…
Саша со Светланой шли домой по парку, они жили на одной улице.
— Ты действительно украл мою фотографию? – спросила его Света.
— Да, украл. Чтобы с неё нарисовать портрет. А это уважительная причина, — серьёзно ответил Саша.
— Ну, тогда ладно… — кивнула Света, — можешь оставить её себе на память, у меня такая ещё есть. А что ты можешь ещё нарисовать?
— А пошли ко мне, я покажу…
Они пришли к Саше, и пока бабушка разогревала обед, заставив ребят вымыть руки, они рассматривали рисунки на стенах в Сашиной комнате.
— Вот это да… Столько много! – удивлялась Света, — мне и за год столько не нарисовать. У тебя и в альбомах, и на стене, и целая папка…
— Я хожу на изостудию в доме культуры. Не первый год. Так что собираюсь поступать на художника…Как ты считаешь, у меня получится? – спросил Саша.
— И сомневаться нечего. Конечно! А ты ещё и скромный… Вот не знала, что ты уже такой настоящий мастер.
— Да что ты! Я только начинаю… А вот наш руководитель Игорь Иванович выставки делает через год. У него очень хорошие работы. Сейчас как раз выставка в ДК. Пойдём в выходной?
Так стали дружить Света и Саша. И мальчик уже не казался ей странным и рассеянным. Если замечала она на лице Саши задумчивость, то спрашивала:
— Что ты? Снова задумал что-то нарисовать? Скажи, что?
А после школы дороги ребят разошлись.
Прошли годы. Саша стал художником, начав работать после получения диплома в училище преподавателем. Света выбрала профессию педагога по истории, вернувшись в родную школу.
Но до сих пор хранится в её детском альбоме среди открыток и фотографий юности рисунок Саши. Самый первый её портрет. Такой робкий, нежный образ, имеющий и сходство, и поразительную притягательность, которая была и в других, уже более зрелых работах Александра, выдавая его внимание к личности, неравнодушие и тепло к тому, кого он изображает…